rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Аудитория Рунета — от первого клика до наших дней

Евгений Рыжов

Бегун

Интернет-пользователи: кто они? Сколько их? Чем интересуются? Без ответов на эти и подобные вопросы невозможно полноценно планировать рекламную кампанию. Аудиторию надо знать в лицо, чтобы безошибочно выбирать из нее своих будущих клиентов.

Каждый пользователь Рунета — это потенциальный клиент или покупатель. Поэтому рекламодателю так важно представлять себе интернет-аудиторию: её количественный и качественный состав, динамику роста, особенности поведения, сегменты, на которые она делится.

Более пятнадцати лет прошло со дня регистрации (7 апреля 1994 года) первого домена в зоне .ru. Именно с этого дня принято отсчитывать историю Рунета — российской части глобальной сети Интернет.

В рекламе Рунет прошел путь от статичных баннеров до сложных рекламных инструментов, от первых принципиально нетаргетируемых картинок до медийно-контекстных и «квазипоисковых» поведенческих баннеров с большим CTR. От первых громоздких и непонятных сайтов до вершины дизайнерского мастерства — порталов с четким юзабилити, тоннелями конверсии и красивой анимацией. По скорости развития технологий, степени роста рекламных бюджетов и охвата аудитории и мировой, и российский Интернет лидирует среди остальных медиа.

В период бурного развития Рунета его аудитория менялась и количественно, и качественно (по социально-демографическим показателям, интересам и прочим параметрам). Например, в 2002 году наблюдалась яркая тенденция «русификации» российского Интернета — доля зарубежных русскоязычных пользователей в процентном выражении стала сокращаться, а темпы роста доли российских посетителей значительно выросли. В итоге произошло смещение интересов аудитории Рунета в сторону «российских» (местных) тематик — недвижимость, законы, путешествия, связь, наука, банки и т.п.

Со временем параметры российской интернет-аудитории — количество, структура, интересы — стабилизировались.

Динамика аудитории

С 2002 по 2009 год полугодовая аудитория Интернета выросла в 4,8 раза, а суточная (ядро) — в 11,3 раза. То есть скорость прироста активных пользователей была в два раза больше скорости проникновения Интернета по стране. Таким образом, интенсивность использования Интернета быстрее росла за счет увеличения активности уже существующих пользователей, чем за счет привлечения новых.

В итоге наиболее активная часть Интернета — суточная аудитория — по состоянию на осень 2009 года составила 23,9 млн (21% населения), при суммарном количестве пользователей 42 млн (36% населения). Лидером по абсолютному количеству интернет-пользователей был Приволжский федеральный округ.

Структура аудитории

По состоянию на осень 2009 года, в месячной аудитории Рунета старше 12 лет преобладали мужчины и женщины 25 – 34 лет (4,56 млн и 4,05 млн соответственно). 19 млн пользователей (59%) ходили на работу. Наиболее часто в Интернет выходили в семьях с тремя и более членами семьи — 24,8 млн (60% в данной социально-демографической группе). Отметим следующий факт: осенью 2009 года наиболее активный рост показала возрастная группа «пользователи старше 55 лет» (16%). Для сравнения, за тот же период молодежная аудитория выросла всего примерно на 3%.

(полную версию статьи вы можете прочитать в 8 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")