Сайт в зоне .com для иностранных клиентов
Сайт, разработанный для привлечения европейских клиентов, не должен быть просто англоязычной копией корпоративного портала. Нужно учитывать особенности восприятия европейцами дизайна и текстов. И, конечно, их специфические требования к критериям квалификации потенциального партнера.
Кризис идет на спад, компании растут, рынок растет вместе с ними . Настало время реализовать стратегии, на которые раньше не хватало времени и бюджета. Например, начинать работать с клиентами из других стран.
Экономическая ситуация и обострение конкуренции стали стимулом для многих компаний пересмотреть стратегии, опираясь на классические 4p маркетинга:
- продукт или продуктовую линейку (Product);
- ценовую политику (Price);
- территориальные рынки (Place);
- политику продвижения (Promotion).
Продуктовые компании озадачились поиском товаров-заменителей и диверсификацией бизнеса. А вот компании, работающие в области профессиональных услуг, оказались значительно более ограничены в выборе стратегии. Ключевые компетенции консалтинговых компаний – квалификация и опыт консультантов, и поэтому стоимость и набор услуг не могут сильно меняться. Забивать микроскопом гвозди можно, но оплатят вам стоимость работы плотника, а не ученого.
Основным направлением развития для многих консультантов стал поиск новых рынков, как внутренних, так и международных. Иностранные компании и частные иностранные клиенты интересны тем, что средний уровень часовой ставки аудитора или юриста в европейских странах – 250–300 евро/час. В Москве в российских компаниях ставка консультанта – 4500–6000 рублей/час. У иностранных клиентов есть многолетняя традиция привлечения профессиональных консультантов, им не надо объяснять, что юридические услуги, услуги по аудиту и налоговому консалтингу – платные. В средних и крупных компаниях всегда планируются бюджеты на консалтинг.
Услуги на экспорт – почему бы и нет?
Профессиональные услуги легко могут быть оказаны удаленно, не требуют таможенного оформления и других дополнительных процедур. Достаточно иметь валютный счет в банке, уметь оформлять паспорт сделки – и можно оказывать услуги удаленно, без открытия юридического лица или представительства в Европе.
Правда, прежде всего в вашем портфеле должны быть консалтинговые продукты, востребованные на международном рынке, что подтверждалось бы практикой успешного выполнения заказов и регулярными (пусть не частыми) обращениями иностранных клиентов.
С осени 2008 года многие международные компании, ведущие бизнес в России или имеющие там деловые интересы, стали рассматривать российских консультантов в качестве альтернативы специалистам «Большой четверки» и других европейских стран, имея в виду ту же разницу ставок и наличие более глубоких знаний и практики по российскому законодательству.
(полную версию статьи вы можете прочитать в 10 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")