rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Три главные ошибки встроенного поиска по сайту

Константин Шурыгин

"Ашманов и партнеры"

Пользователь, который пользуется поиском по сайту – точно целевой посетитель, заинтересованный в совершении покупки. Если поиск по сайту работает плохо или сопровождается рекламой конкурентов, потенциальный клиент скорее всего будет потерян. Но организовать поиск по сайту оптимальным образом совсем не сложно.

Что улучшить в первую очередь – навигацию или поиск по сайту? Про последний часто вообще забывают, развивая его по остаточном у принципу. Но неудачно организованный поиск по сайту может серьезно сказаться на количестве продаж!

Когда на сайте представлен большой ассортимент продукции, поиск нужной страницы становится проблемой. Организовать удобную навигацию для сайта с десятками и сотнями тысяч страниц – непростая задача для юзабилиста. Быстро найти нужный телевизор или сотовый телефон на сайте большого интернет-магазина можно, только если точно известна его марка или хотя бы бренд.

На промышленных сайтах страницы с описанием оборудования, станков или запчастей упорядочиваются в соответствии с промышленными классификаторами, разработанными еще в советские времена. По мнению владельцев таких сайтов, любая другая навигация свидетельствует об их «непрофессионализме» и незнании «промышленных стандартов». Иногда выручает контекстный поиск по карте сайта, если она содержит весь ассортимент продукции. Однако карты сайта редко отражают весь ассортимент. Логично, что на помощь посетителю, разыскивающему конкретную информацию, товар или мелодию, должен прийти поиск по сайту. Но часто он или вообще ничего не находит, или выдает тысячи найденных страниц, разобраться в которых совершенно нереально.

Станок, который мы искали на первом рисунке, на самом деле на сайте был – и специалист нашел бы его по запросам «ленточнопильный станок» и «800 r». Здесь поиск по сайту не работает потому, что он организован как обращение к базе данных с поиском точного вхождения или близко стоящих слов. Во многих случаях такой поиск «по базе данных» не поддерживает морфологию запросов, болезненно реагирует на изменение рода, числа, падежа, склонения, спряжения, на перестановку слов в запросе. Так, если раздел на сайте называется «кровати металлические», то его бывает невозможно найти по запросу «металлическая кровать».

При использовании поиска по сайту типа MnoGoSearch можно столкнуться с не меньшими проблемами. Так, задав запрос «услуги банка» на сайте банка, вместо ожидаемого раздела услуг можно увидеть 2124 страницы. Видно, что «услуги банка» – это просто пункт меню, который присутствует на всех страницах сайта, и поэтому MnoGoSearch находит и выдает вообще все, что есть на сайте. При этом новости не ранжируются по дате, случайные опечатки при вводе запроса не обрабатываются, а длинные многословные запросы обрезаются.

(полную версию статьи вы можете прочитать в 10 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")