rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Тема номера

SEO-страшилки: чем оптимизаторы запугивают клиентов

Людмила Кудрявцева

"Ашманов и партнеры"

Что говорят оптимизаторы клиентам, когда не хотят отвечать за свою работу? Мы собрали главные ужасы про «черный-черный трафик», «заговор поисковых систем» и «кровавых оптимизаторов» и постарались развеять все ваши страхи. Прочитайте сами и дайте другим: многие «страшилки» клиенты распространяют самостоятельно.

Потратьте час-другой на краткий экскурс в теорию – и вам не придется полностью полагаться на исполнителей. Иначе вместо честного отчета об успехах и проблемах вы получите байки о коварности поисковиков.

Иногда в беседе с узким профессионалом заказчик той или иной услуги возвращается к самоощущению маленького ребенка, которого родители пугают букой, чтобы он ночью не бродил по квартире и не мешал им делать новых людей. Оптимизация выделяется среди прочих профессий особенной любовью к «страшилкам» – потому что занятие это действительно рисковое и малопредсказуемое.

Чем оптимизаторы запугивают своих клиентов, и как к этому правильно относиться? Под «страшилками» в этой статье понимаются те моменты общения оптимизатора с клиентом, которые посвящены описанию разнообразных рисков, неожиданностей, проблем и узких мест поисковой оптимизации. Почти всегда оказывается, что риски вовсе не фатальны, а неожиданности – прогнозируемы и контролируемы.

Справедливости ради надо отметить, что SEO-«страшилки» придумывают не только оптимизаторы. В детстве все леденящие кровь истории делились на два типа: воспитательные – их детям рассказывали родители, и развлекательные – их дети рассказывали друг другу. С первым типом соотносятся легенды от исполнителей SEO-услуг, со вторым – байки, которые ходят в клиентской среде, и с которыми оптимизаторы борются с переменным успехом. Первый тип мифов оптимизаторам помогает, второй, соответственно, мешает. Все примеры мифов взяты, естественно, из реальной практики.

01

Сюжет: поисковик может внезапно кардинально сменить алгоритмы ранжирования, и вся работа по продвижению (позиции и затраченные на их достижение деньги) пойдет прахом.

Расшифровка: эта «страшилка» появилась не на пустом месте. После нескольких случаев глобальной перенастройки «Яндексом» механизма формирования выдачи у многих оптимизаторов сайты потеряли позиции, улетев далеко вниз.

Действительно, действия оптимизатора основаны на анализе им алгоритмов ранжирования сайтов в выдаче, используемых поисковой системой. Подстройка внутренних и внешних аспектов функционирования сайта в Интернете под эти алгоритмы составляет содержание работы оптимизатора. Изменились алгоритмы – меняется содержание и интенсивность работы с теми или иными факторами.

Впрочем, разработчики поиска не изобретают его заново при каждом изменении алгоритмов. Концептуальные основы работы поискового механизма меняются редко. Например, можно вспомнить понимание морфологии русского языка «Яндексом» — но по-настоящему революционным изменением было, пожалуй, изобретение «отцами Google» ссылочного ранжирования.

Знание этих концептуальных основ помогает по-настоящему компетентному оптимизатору амортизировать ущерб от любых изменений. Временная потеря сайтом позиций, пока оптимизатор разбирается, что к чему, принимает меры и дожидается, пока эти меры возымеют эффект – это не форс-мажор, а норма жизни. Поэтому если пересмотр алгоритмов вам позиционируют как профессиональный армагеддон – задумайтесь, нужен ли вам оптимизатор, столь мало уверенный в собственных силах.

Реальная угроза: выше среднего. Существенное изменение алгоритма способно «уронить» на некоторое время сайт, с которым работали даже очень качественные оптимизаторы.

02

Сюжет: поисковые системы способны наложить на сайт так называемые фильтры – индивидуальные санкции, влияющие на место сайта в поисковой выдаче.

Расшифровка: чаще всего оптимизаторы вспоминают фильтры «Ты последний», пессимизацию и непот-фильтр (о них мы расскажем во врезке). Из чисто энциклопедического интереса можете выяснить, что это такое. Но с практической точки зрения клиенту совершенно необязательно знать, чем отличаются и чем угрожают ему наложенные на его сайт фильтры. Ситуация здесь примерно та же, что и в случае со сменой алгоритма: проблема есть, но профессионалы могут и должны с ней справиться.

Поисковые системы вовсе не позиционируют введение фильтров как войну с оптимизаторами, и уж тем более – с бизнесменами, которые хотят иметь продающий сайт. И «Яндекс», и Google, и другие не устают повторять, что их единственная цель – обеспечение качественного поиска для собственных пользователей. Поэтому под фильтры обычно попадают сайты, при продвижении которых использовались сомнительные методы – чаще всего это ворованный контент и некачественные площадки для размещения обратных ссылок. Но не спешите разносить в пух и прах оптимизатора, который взялся запугивать вас фильтрами. Возможно, стоит сначала скорректировать бюджет, приведя его в соответствие с желаемым эффектом от продвижения. «Белые» методы надежны и относительно безопасны, но гораздо дороже и занимают больше времени.

К тому же попадание под ряд фильтров часто происходит вовсе не по вине оптимизаторов. Например, «Яндекс», отыскивая одинаковые (читай: ворованные) тексты на разных сайтах, не всегда корректно определяет первоисточник. Так что ваш совершенно чистый и правильный сайт может быть понижен только потому, что кто-то увел ваши тексты, и ему к тому же повезло.

Не все фильтры, кстати, налагаются на ваш сайт. Широко известный в узких другах непот-фильтр – наказание для сайта, с которого ваши оптимизаторы покупали ссылки. В результате сайт наказан чужой, а ссылка не работает у вас.

Можно сказать, что в проблеме с фильтрами вины оптимизатора и стихийных факторов работы поисковика – примерно поровну. Но устранение этой проблемы практически полностью находится в руках оптимизатора.

Реальная угроза: выше среднего. От фильтров никто не застрахован.

03

Сюжет: если вам предлагают недорогое продвижение с фееричными результатами и беспрецедентной скоростью их достижения – бегите: «взлет ракетой» до добра не доведет.

Расшифровка: пытаясь объяснить вам, почему услуги оптимизации надо заказывать именно в этой компании, а не в какой-то другой,  представитель компании рассказывает про мошенников, которые делают «взлет ракетой» – быстрый впечатляющий подъем сайта в выдаче со столь же быстрым и еще более впечатляющим падением его оттуда. «Вот поэтому», – завершает эту леденящую кровь историю рассказчик, – «продвижение надо заказывать у солидных компаний, которые не обещают быстрого результата».

С выводом нельзя не согласиться. Но запугивать «взлетом ракетой» у действительно солидных оптимизаторов уже не модно.

Это красивое словосочетание появилось во времена зарождения SEO-бизнеса, когда поисковики только учились бороться с накрутками оптимизаторов. Благодаря наивности поисковых машин, взлететь вверх в топе было достаточно просто путем использования небольшого количества так называемых черных методов продвижения. Столь же быстро «ракетчики», как правило, сваливались вниз – разработчикам поисковых алгоритмов оперативности было не занимать.

Сейчас, когда поисковики ушли далеко вперед в деле отлова поискового спама, обещать вам «космические перспективы» возьмутся только совсем «отмороженные» мошенники. Их при всем желании не спутать с солидной компанией. Главное – не поддаваться соблазну попробовать все же с ними поработать, взглянув на цены.

Стоит, кроме того, призадуматься, почему в свете вышесказанного оптимизатор вдруг взялся вам рассказывать, как космические корабли бороздят просторы Малого Театра. То ли настолько в себе не уверен, то ли слишком хочет собственную «белость и пушистость» подчеркнуть...

Реальная угроза: небольшая. «Взлетчиков» сегодня видно за версту, если они вообще попадаются.

(полную версию статьи вы можете прочитать в 11 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")