Продвижение российского бизнеса на европейском интернет-рынке
Европейский рынок – мечта для бизнеса: высокие ставки, вежливые клиенты, человеческие бюджеты, полная прозрачность. Главное, разобраться в специфике. Мы – разобрались.
Решение предоставлять свои товары и услуги на рынках ЕС — серьёзный шаг в развитии компании. Инструменты интернет-маркетинга в этом деле практически незаменимы. Но у европейского Интернета есть своя специфика. Дарья Батухтина расскажет о ней в этом и следующем номере журнала. Первая часть будет посвящена особенностям европейского веба, а во второй мы рассмотрим вопросы, связанные с продвижением в нем.
Чем европейский Интернет отличается от Рунета, существует ли вообще для Евросоюза единое информационное пространство?
— Если в двух словах — консервативностью и разнообразием языков (в ЕС 23 официальных языка). Английский — самый распространенный в Европе — 38%, далее немецкий и итальянский — 32%, французский — 25%. Единого информационного пространства нет, но есть зоны: например, германоязычная (включающая страны DACH, то есть Германию, Австрию и Швейцарию), англоязычная, франкоязычная и италоязычная. Аудитория консервативна и использует ключевые слова на родном языке, поэтому и маркетологам приходится работать в условиях мультиязычности.
Значит, придется делать несколько сайтов на разных языках, продвигать их по ключевым словам на всех этих языках? Какие языки имеет смысл охватывать?
— Если говорить об использовании английского языка для бизнеса, то Восточная Европа тут отстает (Польша, Венгрия, Болгария, Чехия, Румыния). Поэтому, к примеру, два польских ресурса Nasza-Klasa.pl и QXL Ricardo входят в top-10 поисковых систем Европы, а в Чехии и Словакии бесспорные фавориты (62% трафика) — поисковики Seznam.cz и Seznam.sk. Что касается языков, по данным Special Eurobarometer, 56% европейцев говорят на английском языке, при этом 65% из них принципиально при поиске в Интернете используют родной язык.
Чем характеризуется европейская интернет-аудитория? Как относится к рекламе, какими сервисами пользуется?
— По данным Media Metrix, немцы являются наиболее активными пользователями и просматривают до 1,2 млн страниц в месяц. Странами с наиболее быстрорастущей интернет-аудиторией (после России) являются Франция (31,5 млн человек, 21% роста в год), Испания (16,2 млн человек, 15% роста в год) и Ирландия (1,6 млн человек, 15% роста в год). По данным comScore, основными сервисами, которыми пользуются европейцы, являются Yahoo, Microsoft и AOL, а также локальные национальные сайты, такие, как Freeserve и BBC в Великобритании, Wanadoo и Multimania во Франции и T-Online в Германии. Европейский потребитель хочет диалога с продавцом. К сожалению, у последнего время и средства на это выделяются редко. Примером последствий может послужить ролик United Breaks Guitars, собравший 5,5 миллионов просмотров и 21 000 комментариев. А все дело в том, что продавец не уделил должного внимания покупателю!
Какие сегменты интернет-аудитории в ЕС развиты лучше, чем в России? Можно ли продвигать через Сеть товары для пенсионеров, для домохозяек, для подростков?
— По данным отчета Еврокомиссии о конкурентоспособности в области цифровых технологий, наименее активно пользуются Интернетом пожилые европейцы и безработные. А вот среди молодежи 66% пользуются Интернетом каждый день. Наиболее популярный среди них тип ресурсов – социальные сети. От блогов европейцы уже устали, новая мода сейчас – это микроблоггинг (Twitter).
(полную версию статьи вы можете прочитать в 11 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")