rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Тема номера

Общая мобилизация, весенний призыв

Олег Ставицкий

АиП Медиа

Cитуация с мобильными приложениями сегодня похожа на ту, что сложилась во время бума «доткомов» в девяностых: любой уважающий себя IT-блоггер считает своим долгом сообщить: «без приложения вашего бизнеса не существует». Что разрабатывать? Для кого? Как быстро? Сколько это будет стоить? Вложения окупятся?

Компания «Ашманов и партнеры» создала дочернюю студию, «АиП Медиа», специализирующуюся на проектировании и разработке выдающихся мобильных приложений. По просьбе «Практики Интернет-Маркетинга» творческий директор «АиП Медиа» рассказывает о том, как с умом использовать мобильные приложения в своей рекламной кампании.

Война план покажет

Для начала давайте попытаемся ответить на базовый вопрос: есть ли смысл создавать приложение? Если с «большим» Интернетом в России ситуация более-менее прояснилась, то на простейший вопрос «Сколько смартфонов продано в России?» (или «Сколько «айфонов» купили москвичи?») однозначного ответа нет. Apple принципиально не раскрывает цифры, Google, скорее всего, не может этого сделать (они продают платформу, а не устройства), крупные ритейлеры ориентируются на совершенно разные данные. Дополнительную смуту вносит так называемый «серый» импорт — взломанные устройства, ввезенные в страну до начала официальных продаж в России, — который, по разным оценкам, составляет до 20% всего рынка.

Кое-какие исследования, которым можно было бы верить, конечно, есть. Так, компания Flurry занимается мониторингом и сбором статистики по мобильным приложениям. Фактически, они строят Google Analytics для «аппов»: интегрировав их код в свое приложение, вы получите исчерпывающую статистику — кто, откуда и на какое время запускал ваше приложение. Так вот, по данным Flurry, Россия замыкает топ-10 самых перспективных с точки зрения развития мобильного рынка стран в мире.

По оценке компании, у нас в стране — около 4 миллионов активных смартфонов, обладатели которых ежедневно пользуются приложениями. Это не те, кто купил iPhone или Galaxy S2 из статусных соображений и даже не открывал App Store или Android Market. Это не те, кто один раз установил Angry Birds. Это именно активные пользователи, к которым можно обратиться с помощью мобильного приложения и решить свои маркетинговые задачи.

И еще немного ободряющей статистики: по данным той же Flurry, длина сессии в России выросла на 340% за первые 10 месяцев 2011 года. Это означает, что люди проводят все больше времени в приложениях. В декабре количество этого времени (в среднем) почти на 20 минут превысило время, которое пользователи тратили на мобильный браузинг. Это, правда, статистика по США.

Это будет бомба

Допустим, вы решили, что в вашем маркетинговом бюджете есть место для мобильного приложения. Прежде чем начать формулировать бесконечный список запросов к будущему разработчику, имеет смысл понять, в какую сторону движется рынок. Мы выделяем три основных тенденции.

1. Реальная Польза

Аксиома: приложение должно решать как минимум одну задачу пользователя. Оно не может представлять собой презентацию вашего (пусть даже самого прекрасного) продукта. Оно не может просто доставлять рекламное сообщение. Люди не устанавливают для этого аппы (или потом никогда их не открывают). Они устанавливают их, чтобы решить конкретную задачу: понять, где съесть пиццы, определить, какого диаметра колесо у их автомобиля, узнать программу выставок MOMA или получить регулярно обновляемое расписание часов работы почты в соседнем переулке. Маркетинговое сообщение должно быть хитро замаскировано в этом содержании.

2. Персонализация

iPad приучил пользователя к тому, что приложение многое знает о нем с самого начала и выдает соответствующую информацию. Я не хочу знать, какие вообще сдаются квартиры в Москве, я хочу, чтобы апп узнал мое местоположение, изучил мою Facebook-историю посещений, интересы, возрастную группу, друзей и прочие соцдемпараметры и выдал набор данных о квартирах, которые подходят именно мне. А потом дал возможность все перенастроить: убрать возрастной фильтр, добавить в формулу выборки данные о моих музыкальных предпочтениях и так далее. Интерфейс, устройство и эргономика приложения должны быть таковы, чтобы пользователь добирался до нужной ему информации за минимальное количество шагов, и при этом не терял ощущения контроля над ситуацией.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 16 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)