rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Как защитить права на сайт в сети Интернет?

Артем Толкачев

«Толкачев и партнеры»

Фраза «контент рулит» (или «content rules»), уже практически ставшая слоганом интернет-маркетинга, была сказана неспроста. Уникальное содержимое сайта, а зачастую и сам уникальный сайт в целом, являются ценным активом, позволяющим решать маркетинговые задачи бизнеса в Интернете. В свете огромного количества предложений одной из главных задач любого проекта является обозначение себя на фоне себе подобных и «выделение из толпы». Для некоторых ресурсов (тематические сайты, форумы и т. д.) уникальный сайт и контент являются основным активом и конкурентным преимуществом.

Вполне логично, что в создание уникального контента, а также доработку и улучшение наполнения сайта вкладываются значительные финансовые и временные ресурсы. Однако, как показывает опыт, в большинстве случаев результат этих вложений никак не защищается, что ведет к широкому распространению практики неправомерного копирования (проще говоря — воровства) контента.

При этом, согласно устоявшейся российской традиции, правообладатель начинает думать о том, как закрепить права на сайт и контент, уже после того, как эти права нарушены. В практике нашей работы достаточно типичными являются ситуации, когда правообладатель, желающий защитить свой контент и непременно взыскать с нарушителя «как минимум миллион рублей»,не может предоставить ни одного доказательства наличия у него прав. Становится очевидно, что возможность защиты такого правообладателя существенно ограничена.

В большинстве случаев вопросы, связанные с защитой прав на сайт, необходимо разрешать еще на стадии планирования и разработки сайта. В рамках этой статьи мы рассмотрим, какие права на сайт возникают, как их закрепить и защитить.

Какие возникают охраняемые права на сайт?

Для начала кратко остановимся на определении сайта. Оно достаточно ясно сформулировано в новой редакции Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (вступил в силу 01.11.2012). Под сайтом в сети Интернет понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Аналогичное определение ранее уже было сформулировано судебной практикой, поэтому каким-либо новшеством оно не является. Из определения следует, что сайт состоит как минимум из двух компонентов: программы для ЭВМ (внутренняя часть сайта) и иной информации (внешняя часть сайта).

Термин «программа для ЭВМ» достаточно полно раскрыт в статье 1261 Гражданского кодекса Российской Федерации. Что касается «информации», то под ней понимается наполнение сайта: дизайн, литературные, музыкальные и изобразительные произведения, содержащиеся на нем. И программа для ЭВМ, и «информация» в большинстве случаев являются результатами интеллектуальной деятельности — соответственно, права на них принадлежат авторам или иным правообладателям.

Кроме того, в настоящий момент в судебной практике устойчивой является сформированная Высшим Арбитражным Судом в Постановлении No 255/08 позиция о наличии у правообладателя прав на «контент» сайта. При этом под контентом понимаются «специально подобранные и расположенные определенным образом материалы (тексты, рисунки, фотографии, чертежи, аудиовизуальные произведения и т. д.), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода), являющейся элементом сайта» — то есть фактически составное (либо сложное) произведение, которое также является результатом интеллектуальной деятельности.

Следует отметить, что в некоторых случаях суды допускают и защиту «части контента».

Соответственно, для того, чтобы иметь возможность максимально эффективно защитить свои права на сайт, необходимо надлежащим образом закрепить соответствующие права на программу для ЭВМ, на информацию, содержащуюся на сайте, и на контент сайта.

Для каждого из этих элементов предусмотрен свой порядок закрепления и защиты. При этом, рассматривая требования правообладателей о незаконном использовании контента, суды, прежде всего, обращают внимание на наличие у соответствующих истцов прав на сайт. Следовательно, для защиты прав на сайт крайне важным является корректное и единообразное закрепление этих прав за правообладателем.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 19 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)