rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Социальная коммерция — миф или реальность?

Екатерина Лобанова

Socialberry

Современные молодые потребители буквально выросли в соцсетях. Еще в подростковом возрасте нынешняя молодежь привыкла к онлайн-покупкам, для них смартфоны и планшеты стали важным инструментом. В дальнейшем они будут становиться все более платежеспособной аудиторией, доля которой будет только расти. Возможно, именно этот фактор сыграет на изменение покупательского поведения в Интернете и даст толчок социальной коммерции.

Социальная коммерция — это один из видов электронной торговли, который использует социальные сети непосредственно для продаж товаров или услуг.

Социальная коммерция: вчера, сегодня и завтра

Понятие социальной коммерции было разработано Дэвидом Бейзелом для обозначения пользовательского контента, который, по сути, рекламировал товары на сайтах интернет-магазинов (списки покупок, пользовательские рейтинги, вишлисты). Так, например, пионером социальной коммерции, с точки зрения Бейзела, был Amazon. Этот крупнейший западный онлайн-молл первым начал популяризировать «вишлист» и опцию «Расскажи другу об этом».

До широкого распространения социальных сетей инструментами электронной коммерции назывались опции на сайтах интернет-магазинов, которые позволяли покупателям получить совет от доверенных лиц, найти товары и услуги, а затем приобрести их.

Социальные сети улучшили возможности социального взаимодействия между людьми, что привело к широкому распространению пользовательских рекомендаций и росту доверия к ним.

Сегодня само понятие социальной коммерции стало более емким и включило в себя клиентские рейтинги и обзоры, рекомендации товаров друзьям и рефералы, рекомендации и продажи через форумы и сообщества в соцсетях, продажи через приложения в соцсетях или на платформах iOS, Android, Windows Phone, или же продажи с использованием рекламы в социальных сетях, основанной на рекомендациях друзей.

Надо отметить, что в последнее время получили распространение технологии Augmented Reality («дополненной реальности»), которые также могут быть весьма успешно использованы для социальной коммерции. «Дополненная реальность» позволяет, например, «примерить» на себя выбранную одежду или получить обратную связь через социальные сети. Бесспорно, подобные технологии не используются пока повсеместно, но очевидно, что они помогают продавать.

Социальная коммерция: типология

Продажи Peer-to-Peer (eBay, Etsy, Amazon Marketplace). Маркетплейсы, основанные на сообществах пользователей, где те общаются и продают товары непосредственно другим людям, а платформа выступает лишь организатором пространства.

Социальные сети (Facebook, Pinterest, Twitter). Здесь продажи обусловлены рефералами из социальных сетей или же строятся внутри самих сетей (то есть через вкладки «Магазин» в Facebook или при помощи специальных платформ типа Ecwid или Advantshop).

Коллективные покупки (Groupon, LivingSocial). Продукты и услуги, предлагаемые по сниженной ставке, если достаточное количество покупателей соглашается сделать покупку.

Направленные рекомендации (Amazon, Yelp, JustBoughtIt). Сайты, которые агрегируют отзывы о продуктах или услугах, рекомендуют продукты, основанные на покупательском опыте других людей, а также дают рекомендации о покупке друзьям через привычные социальные сети.

Кураторы товаров для покупок (Fancy, Fab, Klevosti). Сайты, ориентированные на продажу, где размещаются специально отобранные товары, а пользователи имеют возможность создавать и совместно использовать списки продуктов и услуг.

Краудсорсинг-торговля (Threadless, Kickstarter, CutOnYourBias). Потребители участвуют непосредственно в процессе производства продукта путем голосования, финансирования или сов­местной разработки продуктов.

Социальные магазины (Motilo, GoTryItOn, SocialMart). Сайты, которые пытаются создать форум или чат покупателей и реализовать возможности для обмена советами и мнениями.

Однако, несмотря на многообразие типов социальной коммерции, внимание большинства владельцов бизнеса «купи-продай» приковано к социальным сетям. Неудивительно, что именно эти ресурсы являются лакомым куском. Ведь количество времени, проводимого в них пользователями всех стран, только растет, превращая их в новую активную среду обитания платежеспособной аудитории.

Каждую секунду ставится более 7 млн лайков в Facebook, появляется около 700 тысяч новых твитов, загружается 100 тысяч новых фотографий в Instagram. Хотя еще 10 лет назад не было ни Facebook, ни Twitter, ни Instagram, ни Pinterest.

Как лайки, твиты, пины, которые сотней тысяч появляются в Cети, помогают продавать, спросите вы? Давайте разбираться.

Покупатели из соцсетей

Если социальные сети используются как драйверы продаж для классического сайта e-commerce, то технически речь идет о банальном привлечении трафика из соцсети. Однако произвольный трафик магазину не нужен — нужны покупки, нужны люди, готовые покупать. Для подогревания интереса к некоторым видам товаров социальные сети подходят как нельзя лучше.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 22 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)