rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Как детским приложениям выжить в современном мобильном мире?

Олег Ставицкий

A&P Media

Мы стараемся оберегать детей от всего плохого. Причем даже от того, что с удовольствием делаем сами. Например, от часов, проведенных у телевизора или за онлайн-игрой. Но самое интересное, что довольно много родителей запрещают детям пользоваться смартфонами и планшетами, хотя сами уже не мыслят свою жизнь без этих устройств. Давайте выясним, что обязательно придется учесть создателям мобильных приложений для детей?

Родителей пугают не столько приложения, сколько использование самих гаджетов: смартфонов, планшетов, игровых приставок, ноутбуков и компьютеров. Одна из основных причин таких страхов — отсутствие единого мнения по поводу пользы или вреда таких устройств в научном мире.

Некоторые медицинские исследования утверждают, что современные гаджеты вызывают неврологические и психологические нарушения, в том числе развитие зависимости и трудности в реальном общении, а также проблемы со зрением, мышцами и даже сосудами. Кое-кто даже считает, что гаджеты способны нанести ребенку вред излучением.

А как на самом деле?

Согласно результатам исследований, проведенных семейным сервисом FROLIK, большинство родителей против того, чтобы их дети пользовались гаджетами до 3—4 лет, так как, по их мнению, есть другие, более полезные, способы развития, обучения и развлечения ребенка. При этом Французская Академии наук рекомендует начинать давать детям гаджеты с самого раннего возраста, объясняя это позитивным влиянием на развитие мозга ребенка.

Но, согласно исследованиям, реальную «физическую» опасность, действительно, могут представлять устройства с большим монитором, а также клавиатурой, которая не приспособлена для детских рук. Компьютеры и ноутбуки могут вызвать проблемы со зрением и суставами кистей рук, а также в целом опорно-двигательного аппарата — рассчитанные на взрослого слишком большие экраны и клавиатуры приводят к неверной посадке и моторике — что, увы, чревато проблемами с позвоночником и туннельным эффектом.

Чего нельзя сказать о мобильных устройствах, которые лишены недостатков больших гаджетов, а природа взаимодействия с сенсорным экранам очень близка ребенку, которому важно дотрагиваться до всего, что он видит.

В чем практическая польза приложений для детей?

Чем же мобильные приложения могут быть полезны ребенку и его родителям? В докладе Французской академии наук с результатами исследования роли техники для современного человека говорится о том, что с 2 до 6 лет у ребенка формируется способность распознавать формы, звуки и цвета окружающего мира. Мобильные игры на планшетах в этом случае помогают малышу познавать разницу между реальным и виртуальным миром, улучшают внимание и реакцию, а некоторые приложения даже способствуют лечению дислексии или дисграфии — нарушениям чтения или письма.

Интересно то, что большинство опрашиваемых родителей действительно считают, что мобильные приложения могут помочь им в воспитании, развитии и обучении ребенка.

Некоторые родители используют мобильные приложения в качестве поощрения ребенка за выполненные уроки или работы по дому. Но на практике оказывается, что основным назначением мобильных приложений становится все-таки возможность занять ребенка чем-то более или менее безопасным, развлечь его или успокоить. При этом родители часто считают, что их миссия на этом выполнена, и активность ребенка «внутри» приложения их интересует редко — главное, чтобы было соблюдено разумное время игры (или иных действий с гаджетом). Здесь грань между полезным и вредным находится во времени взаимодействия ребенка со смартфоном и планшетом, которое увеличивается в зависимости от возраста: от 15 минут в 3 года (что, в принципе, не противоречит и рекомендациям медицинских специалистов) до пары часов в раннем школьном возрасте. Создателям мобильных приложений для детей необходимо также учитывать, что ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, поэтому игровая механика обязательно должна предполагать короткие отрезки в игре до достижения результата.

Для многих разработчиков детских сервисов указанное неучастие родителей становится проблемой. Ведь приходится прилагать достаточно много усилий, чтобы вовлечь родителей во взаимодействие ребенка с мобильным устройством. Это создает большую разницу между количеством зарегистрированных пользователей сервиса и количеством посещений кабинетов родителей с информацией о деятельности их детей в цифровом мире.

А ведь надежды на монетизацию таких сервисов возлагаются как раз на родителей — платят они, а не дети. И просто необходимо каким-то образом сообщать родителю о желании его ребенка купить что-то в приложении, или иным образом давать возможность взрослым контролировать покупки детей.

В сущности, монетизация детских приложений ничем не отличается от монетизации любых других: лучше всего монетизируются бесплатные приложения со встроенной рекламой и встроенными покупками (модели Freemium и Free-To-Play) — дополнительными уровнями сложности, силы, дополнительными предметами или элементами кастомизации. На втором месте — платная загрузка приложений (PAID) со стоимостью до 100 рублей (преимущественно 33, 66 и 99 рублей). То есть то, что можно купить не особо раздумывая. И, наконец — премиум-подписка для доступа к пакету платных возможностей на какой-либо период, но таких примеров на рынке детских приложений немного.

Особенностью именно детских приложений часто является отказ от показа рекламы, так как, во-первых, к ней негативно относятся родители, а во-вторых, многие детские приложения обладают функцией kid’s lock, что не дает возможности выйти из данного конкретного приложения по клику на рекламу и делает показ ­рекламного баннера бессмысленным.

Кроме того, в приложениях, размещенных в App Store в разделе «Для детей», запрещен показ контекстной рекламы, а переходы по ссылкам вне приложения или покупки возможны только с разрешения взрослого — владельца Apple ID. Решением становится публикация детских приложений в других категориях, правда, с большим количеством конкурентов за внимание пользователя, а также строгий контроль рекламы, показываемой детской аудитории, как это делает видеопортал ivi.ru в своем проекте «Детский ivi» (приложение iviKids). Но и здесь бывают конфликты с родителями, мнение которых по поводу одобренной рекламы может расходиться с политикой видеопортала.

Согласно исследованию компании Iridium, родители обращают внимание на цену платного приложения далеко не в первую очередь — для них важнее, за что именно они будут платить: так, родительский контроль, по их мнению, может стоить 150, максимум 200 рублей, а интересное детское пространство — от 200 до 400 рублей. Исследование компании UsabilityLab также подтверждает, что цена — не самое главное для родителей в списке того, на что они обращают внимание при выборе детского приложения. Обычно его стоимость стоит на последнем месте. При этом большая часть опрашиваемых готовы оплачивать разовые покупки, и половина — готовы платить абонентскую плату за весь пакет ­платных возможностей.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 24 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)