rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Тема номера

Делайте людям интересно!

Илья Рабченок

руководитель студии SMOpro

О проблемах и перспективах использования SMO и SMM расскажет один из самых заметных апологетов этих тактик в Рунете Илья Рабченок.

Поисковый маркетинг и сегодня наиболее активно помогает находить клиентов через сайт. Но постоянное изменение поисковых алгоритмов и общее недовольство поисковых систем существованием этой отрасли заставляет искать новые пути использования Интернета для бизнеса.

Одним из этих путей является SMM, Social Media Marketing, «маркетинг в социальных медиа». Под такими «медиа» понимается совокупность всех интернет-сервисов, созданных для общения людей, а маркетинг состоит в интеграции рекламного сообщения в эту коммуникативную среду. Чем более органично оно интегрировано, чем теснее вплетается в диалог, чем лучше соответствует запросу, выдвинутому сообществом на определенную информацию, – тем успешнее считается деятельность SMM-специалиста. Это роднит медиамаркетинг с поисковым, так как основным козырем последнего является предложение в ответ на спрос, выдача сайта по поисковому запросу человеку, которого в данный момент ваши услуги действительно интересуют.

Второй момент, роднящий SMM с SEM, – наличие процесса оптимизации, то есть доработок сайта для соответствия его требованиям социальных сервисов в первом случае и поисковых систем во втором. Вследствие этого появилась аббревиатура SMO – Social Media Optimization. Она стала практически омонимом SMM и часто употребляется вместо нее, однако разница между ними есть.

Собственно, основная цель данного вступления – не дать вам, дорогой читатель, запутаться в специализированных трехбуквиях. Итак:

SEO – поисковая оптимизация, доработки кода и других элементов сайта под требования поисковых машин;
SEM – поисковый маркетинг – оптимизация сайта, контекстная реклама и другие действия по улучшению видимости в поиске;
SMO – «социомедийная оптимизация», повышение «коммуникабельности» сайта;
SMM – активная деятельность по привлечению на сайт посетителей из социальных сервисов.

Как известно, наибольшую компетентность в определенном вопросе люди готовы признать за человеком, который на этом вопросе зарабатывает. Г-н Рабченок возглавляет студию SmoPro.ru и на собственном опыте судит об эффективности и перспективах SMO.

Что такое SMO?

Термин SMO – это сокращение от Social Media Optimization, в переводе звучит как «оптимизация под социальные медиа».

Я бы сказал, что SMO – это улучшение сайта для людей. Задача – сделать сайт, удобный людям, а не поисковым машинам. Это комплекс чисто технических мероприятий, направленных на преобразование контента и интерфейса сайта. Плюс к этому – общение с посетителями на своем сайте.

Сам термин появился в августе 2006 года из-под пера Рохита Баргавы (Rohit Bhargava, вице-президент отдела Интернет-маркетинга в компании Ogilvy Public Relations, одном из крупнейших PR-агентств в мире). В оригинале Рохит дал 5 правил SMO:

1. Повышать ссылочную популярность – делать такие сайты и выкладывать такую информацию, на которую будут ссылаться.
2. Упростить добавление контента с сайта в социальные сети, закладки, rss-агрегаторы и т. п.
3. Привлекать входящие ссылки, поощрять тех, кто ссылается.
4. Обеспечить экспорт и распространение контента. Со ссылками на источник.
5. Поощрять создание сервисов, использующих наш контент, – mashup’ов.

Как мы видим, первый и третий советы говорят об одном и том же: пусть, попав на ваш сайт, человек захочет дать ссылку друзьям или поставить ее в блоге. Пусть там будет что-то настолько интересное, необычное, красивое, чтобы это вызывало желание поделиться.

Кстати, линкбейтинг, или, в переводе, «приманивание» ссылок, стал очень популярным развлечением в Интернете даже среди авторов некоммерческих сайтов и блогов. Для привлечения ссылок люди устраивают конкурсы, сочиняют тесты, устраивают флешмобы или просто пишут в блоге пост на острую социально-политическую или культурную тему с оригинальной точкой зрения. А ссылки, как известно, основа ранжирования сайтов в поисковой системе. Поэтому коммерческим сайтам, то есть тем, кто на поиске зарабатывает, вовсе нельзя ими пренебрегать.

Сходны также второй и четвертый советы: чтобы люди начали расставлять ссылки на сайт, они должны обнаружить его сами, и не обязательно в выдаче поисковой машины. Нужно стремиться к тому, чтобы сайт становился популярен в социальных сетях, попадал в закладки и другие сервисы.

А чем от SMO отличается SMM? Как давно существуют эти феномены в Рунете и в Интернете?

Буквально сразу после появления термина SMO стали изобретать термины, которыми можно назвать активное продвижение сайта в блогосфере и социальных сетях. Этим термином стал Social Media Marketing (SMM).

SMM – это активный «пиар» своего сайта на любых площадках: блогах, форумах, социальных сетях, почтовой переписке и даже в ICQ. Такой пиар не похож на спам, последний участники сообщества не любят, а вот «социальный пиар» участники сообществ воспринимают как полезные сообщения, предоставляющие интересную информацию для читателей.

Суть социального пиара можно пояснить на простом примере. Существует, допустим, женское сообщество eva.ru. Это самая настоящая социальная сеть для женщин. У сообщества есть форум, а в нем часто возникают темы типа «в какой детский садик лучше отдать ребенка, обычный или развивающий?» Допустим, вы – директор самого обычного детского садика. Зарегистрируйтесь на форуме и расскажите, почему такие садики лучше. Скорее всего, если вы будете достаточно красноречивы, участницы сами попросят адресок вашего заведения.

(полную версию статьи вы можете прочитать в 2 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")