rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Тема номера

Финансовый кризис и оптимизация оптимизации

Людмила Кудрявцева

"Ашманов и партнеры"

В 2008 году мы ещё не знали, чем всё это может закончиться, и спрашивали у экспертов, клиентов и заказчиков, что будет потом, после кризиса. Праздничный номер — хороший повод сравнить прогнозы с реальными событиями.

Мы не будем в этой статье говорить о причинах кризиса, и уж тем более давать прогнозы его дальнейшего развития. Рассмотрен будет узкий срез – влияния кризиса на SEM-компании и последствия этого влияния для клиентов последних. Мы опросили руководителей нескольких компаний, заметных игроков рынка, и поинтересовались у них, как идут дела, произошел ли отток клиентов, с помощью каких мер они пытаются этого не допустить.

«Сегодня интернет-реклама и SEO используются для решения нескольких типов задач: для увеличения продаж, для рекламы продукта, для рекламы бренда», – уточняет Андрей Веселов, генеральный директор компании «Биплан». «Я думаю, что последствия для разных типов задач будут разными. Может очень сильно «съежиться» реклама, направленная в большей степени на имидж, чем на продажи. Кроме того, в разных секторах экономики кризис, вероятно, проявится с разной силой. «Раздутые», «авантюрные» секторы пострадают больше всего, а вот секторы «реальной» экономики должны упасть не очень сильно.

Есть еще одна очень важная плоскость вопроса – сами SEO-компании. Растущий рынок прощал многое. И высокие затраты, и не очень эффективное производство, и раздутые штаты. Скоро все может измениться. Кризис, если он придет к нам всерьез, станет для всех суровым экзаменом на управление и профессионализм. Те, кто смогут «сдать» этот экзамен на «отлично», поднимутся на следующий уровень, остальные либо потеряют свои позиции, либо вообще будут вынуждены уйти с рынка».

Александр Баженов, директор рекламного агентства AdLook, рассказывает, каким образом кризис сказался на работе его компании: «Влияние кризиса мы заметили только в октябре – некоторые клиенты стали задерживать платежи. Но в целом поток новых клиентов не уменьшился. Думаю, наличие кризиса мы, как и вся отрасль рекламы, ощутим одними из последних.

Интернет позволяет при микроскопических (по сравнению с классическими видами рекламы) бюджетах обеспечить сравнимый поток клиентов или охват целевой аудитории. Думаю, что для нашей отрасли этот кризис может стать серьезным фактором роста. Большинство рекламщиков старой закалки все еще не знает о том, какие возможности дает Интернет.

Кризис разделит бизнес на тех, кто сумеет эффективно распорядиться своим бюджетом, и тех, кто прогадает. Первые пополнят число наших клиентов, а вторые в большинстве своем и раньше не были нашими клиентами, и будущее их в современном бизнесе крайне туманно».

Иван Севостьянов, руководитель компании «Вебпроекты», призывает не торопиться с оценками и прогнозами:

«Сейчас сложно говорить о влиянии кризиса – пока мы о нем только слышим. Возможно, рост рынка и снизится из-за кризиса, но говорить об этом преждевременно. Если что и произойдет, то мы ощутим это последними. А вообще надо продолжать работать и развиваться. Экономика всегда развивается циклично, а в нашей стране даже больше хаотично. Внутренне мы готовы к кризисам».

(полную версию статьи вы можете прочитать в 11 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")