rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Приложения, от которых нельзя отказаться

Илья Чернецкий

i-Free Innovations

То, что будущее — за мобильным маркетингом, мы уже знаем. как заставить его работать на нас уже в настоящем? Мы поговорили с одним из ведущих российских экспертов в области мобильных приложений, руководителем продуктовой группы i-Free Innovations Ильей Чернецким.

Как выглядит рынок мобильных приложений? В России, сегодня?

Только за последние полгода он увеличился вдвое! Конечно, здесь пока нет оптимального баланса спроса и предложения. В части предложения рынок уже вполне сформировался — я знаю не меньше сотни компаний, от больших студий до небольших групп и индивидуальных разработчиков, либо выпускающих собственные продукты, либо работающих на российских и зарубежных заказчиков. «Немобильный» бизнес в выпуске приложений тоже ужасно заинтересован — интернет-компании хотят выпускать мобильные версии своих сервисов, офлайн-бизнес ищет новые средства привлечения или ­удержания клиентов.

Но вот в части спроса российский рынок пока что относительно мал. На руках у людей не больше пяти миллионов смартфонов с операционными системами iOS и Android — и именно эти люди и являются основными пользователями мобильных приложений. Платформа Symbian по целому ряду причин сильно отстает в этой сфере — и сейчас она в России лидирует среди мобильных «осей».

Наш рынок сильно отличается от западных? Там есть какие-нибудь интересные особенности, которые маркетологам стоило бы знать?

Различия, конечно, есть, но не очень существенные. Разумеется, во всех странах пользователи больше любят приложения на местном языке и активно пользуются какими-то своими, внутренними сервисами. К примеру, в США среди финансовых приложений лидируют мобильные клиенты американских банков и сервис ведения личных финансов Mint, недоступный пользователям других стран. В России пользователи обожают приложения-утилиты, типа коллекций обоев, рингтонов и «папок под замком», которые в остальном мире такой большой популярностью не пользуются.

Две основные платформы для разработки мобильных приложений — iOS и Android. На какую лучше ориентироваться?

Это зависит от того, на что в первую очередь нацелено приложение — на заработок денег или на привлечение массового пользователя. На первый взгляд эти задачи похожи, но тут есть важные нюансы. На самом деле Android в России сегодня завоевал аудиторию, существенно превосходящую аудиторию пользователей iPhone. И конкуренция в Android-сегменте гораздо ни же — там сейчас не так уж и много действительно качественных приложений. Зато App Store по-прежнему приносит разработчикам больше денег. Так что если у вас есть идея платного приложения, то стоит ориентироваться в разработке прежде всего на iOS.

А какие перспективы у Windows Phone?

Они по-прежнему туманны. Даже на глобальном рынке ей принадлежит пока всего несколько процентов. Точных данных о продажах этих устройств на российском рынке нет, так что сделать более-менее точный прогноз невозможно.

Если говорить о доходах разработчиков, начавших делать приложения под эту платформу — они на порядок меньше прибыли от приложений для iOS и Android-платформ. Но упускать эту операционную систему из поля зрения совсем не стоит: в целом она вполне конкурентоспособна и может преподнести коммерческие сюрпризы, ведь за ней стоит не только маркетинговая мощь Microsoft, но и активная поддержка компании Nokia, которая планирует переключиться с Symbian на Windows Phone.

Стоит ли сейчас принимать в расчет маркетологам и разработчикам мобильных приложений и сервисов обычные телефоны?

Если говорить о российском рынке — да, стоит. Смартфоны есть только у 5% российских абонентов, и это реальность, которую было бы глупо игнорировать. Надо учесть, правда, что пользователи смартфонов — наиболее платежеспособная аудитория и, конечно, самая активная в плане использования приложений. Значит, и уровень доходности с приложений здесь существенно выше. По данным недавних исследований, каждый пользователь iPhone в среднем принес разработчикам $12.

Эта аудитория постоянно растет — и прежде всего за счет тех владельцев обычных телефонов, которые обожают сервисы и приложения и хотят большего.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 16 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)