rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Механизмы защиты: как составить безупречный договор

Артем Толкачев

ATP Partners

Cпрос рождает предложение: сейчас на рынке  — сотни компаний и частных оптимизаторов, предлагающих «продвижение в ТОП-3 с гарантией за неделю». Их отношения с заказчиками законом прямо не регулируются: сейчас оптимизаторский бизнес — идеальная среда для недопонимания, конфликтов и судебных споров. только в Московском арбитражном суде в 2011 году рассмотрели двадцать дел, касающихся оптимизации напрямую (в 2010 их было в два раза меньше). Причины этих походов в суд  — типовые.

Каждый из них важен и для оптимизатора, и для заказчика. Риски можно минимизировать с обеих сторон. Как «судебные юристы» мы в основном оценивали перспективы разрешения спора в суде и возможностей именно судебной защиты — но мы уверены, что это все же крайняя мера. Сначала должны быть исчерпаны все возможности решения спора. Первая из них — грамотное закрепление отношений сторон в договоре (не менее правильно выбранном). Какие положения в этом договоре помогут избежать конфликта? Какие вопросы обязательно разрешить и включить в документы, договариваясь о поисковом продвижении? Записывайте.

1. Определитесь с типом договора

Главный вопрос ребром: договор подряда или договор возмездного оказания услуг? Сейчас большинство оптимизаторов-«практиков» закатят глаза и скажут: «Опять юристы! Какая разница, как он называется, нам работать нужно!». Ответ на этот вопрос — исключительно практическое решение.

Если договор на поисковое продвижение — договор подряда, в нем должны быть согласованы важные именно для этого типа документа условия. Например, начальный и конечный срок выполнения работ. Плюс специальные условия расторжения, порядок распределения рисков, сдачи-приемки и оплаты работ.

Что будет, если закрыть на эти тонкости глаза? Если заказчик отказывается от договора, суд может взыскать с оптимизатора стоимость услуг за последний месяц их оказания. В большинстве договоров на поисковое продвижение есть пункт: «Любая из сторон вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора, уведомив об этом другую сторону не менее чем за 30 (тридцать) календарных дней».

При этом положения Гражданского кодекса о договоре возмездного оказания услуг предоставляют заказчику право отказаться от исполнения такого договора в любой момент. А вот в договоре подряда как раз можно прописать порядок отказа от его исполнения. Выходит так: заказчик отказывается от договора. Оптимизатор удерживает с него стоимость «последнего месяца работы». Заказчик обращается в суд — и суд, определив договор как возмездное оказание услуг, взыскивает с оптимизатора эту самую стоимость «последнего месяца работы», плюс проценты и судебные расходы.

Риски есть и у заказчика. Договор подряда предполагает достижение определенного результата, а договор возмездного оказания услуг совершение определенных действий, направленных на достижение этого результата. Что прежде всего интересует заказчика? Конечно, результат. Но если вы подписываете договор возмездного оказания услуг, заказчик вправе требовать от оптимизатора только осуществления определенных договором действий, а не конкретного их результата. Судебная практика определенности не вносит. Например, девятый Арбитражный апелляционный суд (он рассматривает апелляционные жалобы на решения Арбитражного суда Москвы) квалифицирует подобные договоры и как подряд, и как оказание услуг. Наша компания считает, что договор на поисковое продвижение — смешанный, но при этом большинство действий оптимизатора мы бы скорее отнесли именно к оказанию услуг.

Поэтому наш совет: включайте в договор существенные условия, необходимые для договоров подряда, и обязательно согласовывайте порядок оплаты услуг, начальный и конечный сроки выполнения работ, порядок отказа от договора и сдачи-приемки услуг.

Дальше для описания действий, выполняемых на основании вашего договора, мы будем использовать термин «выполнение работ».

2. Решите, как сдавать и принимать работы

Наша практика показывает, что этот вопрос — самый проблемный. Обращаясь в суд, оптимизатор далеко не всегда может предоставить доказательства того, что работы выполнялись и принимались заказчиком. Противоположный пример — благодаря пунктам типа «работы считаются принятыми заказчиком, если от него в течение 2 (двух) календарных дней с момента направки отчета не было заявлено замечаний к этому отчету» заказчик оплачивает работу, которая не была сделана.

Судебная практика придерживается позиции «положение сайта в поисковых системах меняется ежесекундно — для объективной оценки положения сайта в Интернете нужно предоставление сведений в динамике за весь период действия спорного договора». Выходит, что результат работ по продвижению не имеет материального выражения и оказывается величиной достаточно неустойчивой. Обязательно пропишите четкий порядок — как определить результат? С каких адресов и браузеров производится оценка результатов?

Логично предусмотреть, что распечатка отчетности оптимизатором — доказательство надлежащего исполнения соответствующих обязанностей оптимизатора. При этом оптимизатор должен заранее разъяснить заказчику механизм работы поисковых машин и влияние этих механизмов на результат работ. Эти разъяснения могут быть включены в договор.

В договоре должен быть четко определен порядок сдачи и приемки работ. В большинстве рассмотренных нами документов были только абстрактные обязанности передать и принять выполненные работы — при этом какие-либо санкции за нарушение этих обязанностей не предусматривались.

Это может навредить именно оптимизаторам. Судебная практика достаточно однозначна: именно они должны в случае спора доказать, что работы производились, а их результат передавался заказчику. Если доказательств у оптимизатора нет, заказчик с большой вероятностью может взыскать с него уже полученный аванс — плюс потребовать возмещения убытков.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 17 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)