rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Тема номера

Адмиральский час

Константин Шурыгин

заместитель коммерческого директора, "Ашманов и Партнеры"

Посещаемость сайта в разное время суток различна. Сервер может не выдержать пиковой нагрузки. Чтобы предупредить его отказ, важно внимательно анализировать вебстатистику, в частности — график посещаемости по времени суток.

Отслеживайте статистику посещаемости сайта по времени суток — иначе вы можете никогда не узнать о том, что ваш сервер не выдерживает пик нагрузки, а сайт становится недоступен в самое «урожайное» на посетителей время.

При активном продвижении сайта в поисковых машинах часто бывает, что сайт успешно развивается, а его общая посещаемость странным образом падает изо дня в день. Это вызывает недоумение у владельца интернет-ресурса — сайт попадает на первые позиции поисковиков, но посетителей на сайт переходит все меньше. Число продаж по непонятной причине сокращается.

Полезные инструменты для прояснения ситуации — счетчики LiveInternet и Google Analytics. В LiveInternet стоит в первую очередь обратить внимание на отчет «по времени суток». Он находится в левом меню сверху. Зайдя в этот отчет, можно увидеть кривую, изображающую число просмотров сайта в разные часы суток (см. рис. 1).

Обычно так выглядит график почасовой загрузки страниц сайта, когда сервер работает нормально. Как правило, вид этого графика не меняется неделями и месяцами, и в этот отчет постепенно перестают заглядывать.

Однако, когда встает вопрос «Почему не растет посещаемость при росте видимости сайта в поиске?», бывает полезно открыть этот отчет. Тут многое становится понятно — видно, что график почасовых просмотров показывает провалы в пиках нагрузки. Сервер при максимальном количестве просмотров «спотыкается», и фактически находится в «предынфарктном» состоянии. В этот момент полезно предупредить заказчика о грядущих проблемах.

По статистике, в будние дни рост посещаемости российских сайтов начинается уже в 5 утра по московскому времени — за счет дальневосточной и сибирской аудитории. В 8 утра, когда просыпаются москвичи, рост резко ускоряется, и уже к 11 часам активность аудитории в 4 раза превышает минимальныйночной уровень. Если у сервера есть какие-то проблемы, то гладкая кривая графика почасовой посещаемости в этот момент начинает «спотыкаться» и превращаться в ломаную кривую. У посетителей начинаются проблемы с загрузкой страниц сайта. Это выражается сначала в увеличении времени загрузки страниц, а затем — в сообщениях сервера, что сайт недоступен. Многие посетители, получив сообщение, что сайт недоступен, по нескольку раз нажимают кнопку «Попробовать снова», увеличивая нагрузку на и без того перегруженный сервер (см. рис. 2). Из-за этих повторных обращений ситуация секундного «подвисания» по законам теории «массового обслуживания» неизбежно переходит в стабильную ситуацию многоминутного «зависания».

Если такая проблема однажды обозначилась, сама она уже не «рассосется», и по мере продвижения сайта ситуация будет ухудшаться изо дня в день. Сайт будет недобирать посетителей в «часы пик». Оборудование выносит ежедневные перегрузки, нагревается, и в роковой день (в рассматриваемом случае — 13-го числа) наступает самоуничтожение сервера, шок у персонала и замешательство у руководства.

Часто это происходит в 11.00, после чего наступает так называемый «адмиральский час». Все, работа закончена, пора пить водку. Ждем, когда привезут новый сервер…

И лишь после того как сервер меняется на новый и более мощный — начинается заметный рост посещаемости из поисковых систем. Сайт начинает пользоваться плодами продвижения в Интернете в полной мере.

Бывают случаи, когда активно продвигается сайт, находящийся на «виртуальном сервере» (shared hosting). В этом случае в часы пик он перегружает стойку вместе с соседними сайтами, не имеющими к нему никакого отношения. Некоторые хостеры без уведомления владельца сайта выключают такой сайт, и посещаемость его после «адмиральского часа»падает до нуля, восстанавливаясь после 17 – 18 часов. Такую ситуацию помогает оперативно выявить все тот же график почасовой посещаемости в статистике LiveInternet.

Такая же ситуация наблюдается и при проведении массированной контекстной кампании. Владельцы сайта часто начинают подозревать исполнителей в «накрутках» и «скликиваниях», поскольку статистика числа переходов из контекстной рекламы в разы превышает статистику, зафиксированную счетчиком сайта. Заказчик тратит деньги впустую, однако часто всему виной — проблемы с хостингом. Данная ситуация также распознается анализом графика почасовой посещаемости сайта.

АДМИРАЛЬСКИЙ ЧАС — предобеденный перерыв в 11 часов, который объявлялся ежедневно на флоте и в военно-морских учреждениях России для того, чтобы матросы и офицеры имели возможность «выпить и закусить» перед обедом. Введен в начале 18 века по распоряжению Петра I. В обиходной речи выражение «Адмиральский час» используется в ироническом значении «пора выпить».