Продвижение мобильного приложения в Google Play и App Store
Написать классное приложение — только половина успеха. Вторая половина — это грамотно его продвинуть. Как попасть в топ маркетов и сделать так, чтобы пользователи не только охотно скачивали ваш продукт, но и засыпали и просыпались с вашим приложением на телефоне и/или планшетном компьютере?
Согласно отчету Business Insider, на конец 2012 года в России было 33 миллиона активных пользователей смартфонов, что составляет примерно 14% от числа владельцев всех мобильных телефонов.
В декабре 2012 года из русскоязычного Google Play было произведено 133,46 миллиона загрузок приложений, что составило примерно 6,29% от глобального числа загрузок в Google Play.
Что касается пользователей Apple, то в декабре из русскоязычного App Store различные приложения были скачаны 41,95 миллиона раз, что составляет примерно 2,58% от числа всех скачиваний из App Store за декабрь (рис. 1).
Очевидно, что активная аудитория мобильных приложений в России есть.
Но как ее заполучить?
Основные каналы для привлечения трафика в мобильные приложения:
- топ маркетов (Google Play и App Store) и топы категорий маркетов;
- результаты поиска в маркетах;
- обзоры на сайтах;
- посадочная страница (landing page);
- социальные сети;
- существующие клиенты вашего бизнеса, люди, которых вы можете привлечь с помощью офлайн-мероприятий;
- мобильная реклама.
С помощью аналитических систем в вебе можно измерить ROI каждого канала трафика, просчитать конверсию с каждого источника и эффективно перераспределить маркетинговые бюджеты, чтобы максимизировать доходы. В мобильных приложениях пока нельзя узнать со стопроцентной точностью, откуда пришел человек, скачавший ваше приложение, — был ли это переход из топа магазина, с обзора на сайте, или друг посоветовал скачать. Поэтому на диаграмме все каналы трафика имеют одинаковый вес.
Из перечисленных источников трафика только топы магазинов и поиск в магазинах отличаются от обычного продвижения в вебе. Поэтому продвижение в магазинах мобильных приложений будет рассмотрено детальнее.
Выбор аналитической системы
Самым первым шагом, еще до начала активного продвижения мобильного приложения, должно стать встраивание системы аналитики. В противном случае вам придется двигаться вслепую.
Аналитика для мобильных приложений не покажет непосредственно, какие источники трафика наиболее эффективны и лучше конвертируются в установки приложения. Однако вы сможете понять, кто ваш пользователь, из какого он географического региона, и что он делает в приложении: сколько экранов просматривает, совершает ли те действия, которых вы от него ожидаете.
1. Mobile App Analytics от Google
В июне 2012 года Google запустил beta-версию бесплатной системы аналитики для мобильных приложений. Отчеты скомпонованы по четырем разделам жизненного цикла приложения:
- конверсии;
- пользователи;
- взаимодействие;
- результаты взаимодействия.
Раздел «Конверсии»:
- новые и активные пользователи;
- источники трафика Google Play (чтобы знать, с каких источников пришли посетители в Google Play, необходимо пометить ссылки специальными тегами, аналогично тому, как помечаются для Google Analytics ссылки в рекламных кампаниях веб-сайтов).
Раздел «Пользователи»:
- версии приложения, установленные у пользователей, — отчет позволяет узнать, как быстро пользователи обновляют приложение, скольких пользователей затронет решение перестать поддерживать ранние версии приложения;
- обзор мобильных устройств, на которых используется приложение.
Раздел «Взаимодействие»:
- пользовательское поведение — дает возможность оценивать, насколько лояльны ваши пользователи, как часто они используют приложение, а также уровень вовлеченности каждой из групп пользователей;
- отслеживание взаимодействий — визуализация просмотров экранов, действий и путей пользователя по приложению;
- сбои и ошибки.
Раздел «Результаты»:
- цели приложения;
- покупки внутри приложения.
2. Flurry
Система Flurry-analytics была запущена в 2008 году для отслеживания взаимодействий в мобильных приложениях. Как и Mobile App Analytics от Google, система бесплатна. Сейчас поддерживаются платформы iOS, Android, Windows Phone, HTML5, BlackBerry и JavaME.
Flurry предоставляет данные по охвату аудитории и ее взаимодействию с приложением, конверсиям, доходам.
Система дает возможность гибкой настройки отчетов под себя.
Отчеты Crash Analytics позволяют отслеживать ошибки приложения, частоту возникновения ошибок и версии, в которых ошибки возникают.
Дополнительное преимущество Flurry состоит в том, что система обрабатывает большие объемы данных — более 1,4 миллиарда сессий в день.
3. Distimo
Distimo предлагает три продукта по сбору данных:
- App Analytics;
- App Link;
- AppIQ Market Data.
App Analytics собирает данные, связанные с работой приложения. С помощью Destimo можно отследить показатели эффективности приложения на 10 основных платформах и в 5 рекламных сетях. Отслеживаются:
- загрузки приложения;
- доход;
- рейтинг;
- отзывы (поддерживается автоматический перевод отзывов);
- события внутри приложения (часть событий отслеживается автоматически, другие можно установить вручную);
- приложения-конкуренты.
App Link позволяет кроссплатформенно работать с воронкой продаж и конверсией. App Link формирует единый URL вашего приложения для всех платформ. Таким образом, вы можете использовать единую точку входа для пользователей независимо от их устройства, измерять эффективность различных рекламных кампаний и улучшать конверсию загрузок.
AppIQ Market Data позволяет анализировать лидеров рынка, предоставляет данные измерения ежедневных загрузок и выручки любого приложения на рынке.
4. App Annie
Бесплатный сервис, который не использует SDK. App Annie работает с площадками iOS, Mac Store и Google Play. В сервисе доступна статистика по:
- скачиваниям приложения;
- продажам;
- рейтингам приложения (в разных странах);
- рецензиям на приложение.
Как работают топы магазинов?
Прежде чем заниматься активным продвижением приложения, надо разобраться, как работают топы маркетов, понять, в чем различия между топами App Store и Google Play, и от чего зависит присутствие приложения в топе.
Подборка приложений в топах — это один из основных каналов, из которого пользователь узнает о новых приложениях. Когда достаточно большое количество человек скачивает ваше приложение, вы попадаете в топ. Чем дольше приложение находится в топе, тем больше у вас скачиваний.
У обоих маркетов есть разделение по странам: некоторые приложения, доступные в российских маркетах, могут быть недоступны в зарубежных. Соответственно и топы строятся для каждого регионального рынка отдельно.
В обоих маркетах есть рейтинги по платным и бесплатным приложениям и по категориям. Топы категорий имеют такую же схему ранжирования, что и общий рейтинг. В топы категорий попасть проще, но и отдача окажется ниже.
Как и алгоритмы поисковых систем, точная формула топов маркетов известна только их разработчикам. Создатели и маркетологи мобильных приложений экспериментируют, строят гипотезы и выявляют наиболее правдоподобные закономерности.
(Полную версию статьи вы можете прочитать в 20 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)