Присутствие в интернете: что нужно знать, если вас там еще нет
В Интернете есть множество способов заявить о себе, но далеко не каждый подходит именно вам. Многие компании находят для себя оптимальные варианты путем проб и ошибок. Некоторые, попробовав несколько вариантов, надолго теряют интерес к любым интернет-активностям и заносят интернет-маркетинг в личный список стоп-слов. Но есть и такие, кто сразу попадает в точку. Как им это удается?
Стратегия присутствия и продвижения в Интернете — одна из наиболее опасных тем. Опасных потому, что зачастую этой стратегией либо пренебрегают, либо возводят ее в степень культа, благополучно забывая — а чего же, собственно, с ее помощью собирались достичь.
Необходимо уточнить, что стратегия — это не самоцель и сама по себе не нужна абсолютно никому. Это лишь инструмент, который позволяет точно определить, куда мы хотим попасть и как это сделать. Подобно строительству дома — можно начать заливать фундамент и класть кирпичи, но если мы не знаем, что это в итоге должен быть за дом и кто в нем будет жить, то шансы на успех невелики.
Создание стратегии — это в первую очередь определение долгосрочных целей и основных направлений бизнеса. Разработка и продвижение сайта — это всего лишь один из возможных способов достижения этих целей. Давайте поставим себя на место владельцев бизнеса, только собравшихся выйти в Интернет, и попробуем пройти основные этапы этого пути.
Нужен ли сайт, и какой именно?
После того, как вы определились с желаемой целью и методами ее достижения, необходимо понять, какие из ваших задач вы сможете решить с помощью сайта. Или, попросту, зачем он вам.
Основные задачи, которые может решить сайт:
-
Информирование аудитории о вашей компании: ее продуктах или услугах, клиентах, команде, основных принципах работы и т. д.
Для этого подойдет так называемый сайт-визитка — он, как расширенная онлайн-презентация, помогает быстро рассказать потенциальным клиентам, СМИ или инвесторам о вас и создать нужный имидж вашей компании.
-
Привлечение потенциальных клиентов: непосредственная продажа товаров или услуг или получение лидов-заявок от пользователей
Такой сайт, в первую очередь, должен содержать подробную информацию обо всех характеристиках вашего продукта, об условиях оплаты, доставки и быть удобным для совершения покупки / размещения заявки.
-
Увеличение узнаваемости и формирование определенного имиджа бренда/ конкретного продукта
Такие задачи успешно решаются путем вовлечения целевой аудитории в коммуникацию с брендом: многошаговую, возможно игровую. Промо-сайт быстро погружает пользователей в нужный контекст за счет сильной визуальной составляющей — по сути это динамический интерактивный рекламный материал с возможностью обратной связи.
Один и тот же сайт почти никогда не может решать все эти задачи одновременно. Они требуют принципиально разного функционала, разного дизайна, разного контента и разного продвижения.
Давайте рассмотрим несколько условных абсолютно разных бизнесов, и попробуем на их примере пройти все этапы наращивания интернет-присутствия. Пусть это будут тракторный завод, сетевое кафе и производство мебели.
Предположим, что на первом этапе ни у одной компании сайта нет, в крайнем случае есть сайт-визитка с двумя страничками — «О компании» и «Контакты». Давайте подумаем, в каких случаях этого может быть достаточно? Для этого необходимо ответить на два вопроса:
- что продает компания, за счет чего получает прибыль?
- что представляет из себя средний пользователь (клиент)? Что ему нужно, чтобы сделать выбор?
В двух из трех наших случаев компания получает прибыль от продаж своей продукции. Средний пользователь — это сотрудник компании клиента, ищущий информацию в рабочее время.
В случае с сетевым кафе ситуация немного другая. В конечном итоге компания получает прибыль от узнаваемости своего бренда и связанных с этим положительных эмоций у пользователя (клиента).
Кажется, что первым двум компаниям (то есть производствам) сайта-визитки совсем недостаточно. Их клиент хочет увидеть продукцию своими глазами, узнать цены, сходить на другие сайты, и вернуться на наиболее приглянувшийся ресурс, чтобы сделать покупку или звонок. Поэтому для них вердикт такой: на сайте должен быть организован как минимум каталог продукции, дизайн сайта необходимо сделать симпатичным и узнаваемым, на главной странице нужен короткий и привлекательный текст, объясняющий конкурентные преимущества.
А сетевое кафе может обойтись сайтом из нескольких страниц в хорошем дизайне.
На самом деле мы сильно упростили себе задачу, допустив изначальное отсутствие какого-либо сайта — это самый лучший вариант, который позволяет заранее сформулировать желаемые цели и спланировать все действия и будущие инструменты в зависимости от целей и задач. Если сайт уже есть, но задачи изменились либо расширились — вряд ли стоит поступать по принципу «раз мы уже сделали сайт-визитку, так пусть он заодно и клиентов привлекает». Такой вариант, скорее всего, не принесет ничего, кроме бесконечных доделок и переделок существующего сайта, и ни одна из поставленных задач выполнена не будет.
Что же нужно на самом деле? Очевидно, что перед тем, как начать любую активность в Интернете, необходимо лучше понять своего пользователя. И тут как раз Интернет очень сильно отличается от офлайна, так как предоставляет огромное количество возможностей для исследования и привлечения целевой аудитории.
(Полную версию статьи вы можете прочитать в 23 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)