rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Поиск@Mail.ru: бороться за каждого пользователя

Андрей Калинин

Поиск@Mail.ru

Когда речь заходит о поисковиках, обычно люди сразу вспоминают «Яндекс» и Google. Это, конечно же, неверно — если обратить внимание на поисковую машину Поиск@Mail.ru, мы увидим, что этот сервис по своему функциональному развитию практически не уступает гигантам рынка, а в чем-то и превзошел их. О том, что сейчас происходит с сервисом Поиск@Mail.ru и каковы перспективы его дальнейшего развития, мы поговорили с Андреем Калининым, руководителем этого проекта.

В чем, по-вашему, главная цель и задача Поиска@Mail.Ru? Кто его аудитория, для кого он?

Ежемесячно Поиском@Mail.Ru, согласно оценке TNS, пользуются 25 миллионов человек; не могу сказать, что у такой многочисленной аудитории можно выделять какие-то особенности. Поиск — это продукт абсолютно для всех пользователей Рунета, а теперь и не только Рунета: с 1 июля 2013 года мы, одновременно с переходом на свой движок (до 1 июля по некоторым запросам показывалась выдача собственного Поиска@Mail.Ru, по некоторым — результаты партнерского поиска Google. — Примеч. ред.), начали искать не только на русском и английском, но и на украинском, белорусском и казахском языках. Так что с уверенностью могу сказать, что портрет аудитории в общем и целом совпадает с портретом аудитории поисковых систем в целом, в особенности — в России и СНГ.

Рынок поисковых машин довольно прочно устоялся — за последний год доли переходов с Mail, Google и «Яндекса» практически не изменились (и составляют ~10%, ~30% и ~60% соответственно). На это положение пока что не повлияли существенно никакие новые сервисы и возможности. Чем, по-вашему, это обуславливается? Может ли сейчас эта картина существенно измениться?

Возможно, со стороны кажется, что рост на 1—2% — это несущественно, но мы уверенно растем. Рост аудитории поисковых систем в последнее время замедляется, поэтому сейчас поисковики действительно вынуждены бороться даже не за каждый процент, а за каждого пользователя. К тому же пользователю не так уж и важно, чем искать: в отличие от почты или социальной сети поиск не привязан к вашим контактам или персональным данным, и вы в любой момент можете поменять поисковую систему, не испытав никаких неудобств. Поэтому сегодня все поисковики включились в так называемые «браузерные войны» и стремятся стать ближе к пользователю, то есть стать поиском по умолчанию или предложить свой собственный браузер.

Сейчас популярны работы по персонализации поиска (например, «Яндекс» вводит Атом и Острова). Интересна ли эта тенденция Поиску@Mail.Ru? Планируется ли нечто подобное?

Сейчас мы не так активно смотрим в этом направлении, на данном этапе развития это не приоритетная задача. С одной стороны, мы понимаем плюсы персонализации, с другой — сомневаемся, что это действительно нравится пользователям. В мире существует несколько поисковых систем (напр. DuckDuckGo. — Примеч. ред.), которые главным своим преимуществом считают именно независимость выдачи: они не знают ваш пол и возраст и не запоминают ваши прошлые запросы. Пока можно воспринимать наш поиск именно таким, но не уверен, что так будет всегда.

Вопрос о качестве поисковой машины. Согласно асессорскому анализу, качество поиска у всех трех поисковиков примерно одинаковое — ~75%, и менялось оно незначительно. Это — возможный предел или есть еще возможность роста? С чем это может быть связано?

Анализатор Ашманова также серьезно изменился за последние несколько лет. Думаю, если сегодня проанализировать выдачу поисковиков по тем же критериям, которые были актуальны в 2010 году, все поисковые системы стали бы чемпионами и набрали бы минимум 146%. Но в основе работы анализатора лежат реальные запросы пользователей — а они со временем меняются и становятся сложнее: например, увеличилась средняя длина запроса. Фактически это означает, что пользователи стали требовательнее к поисковику и формулируют свои запросы жестче. Чем более сложные запросы поисковик может обрабатывать, тем более высокие требования начинает предъявлять пользователь. Так что «нехватка» вот этих 25% скорее связана как раз с ростом критериев ­оценки качества.

Можно заметить, что за последние полгода резко возросла актуальность результатов поиска на Поиск@Mail.Ru. Чем это вызвано? Какие произошли изменения?

Спасибо, что заметили! За последний год мы довольно сильно «перетрясли» все, что касается выкачки и индексации в поисковике. Во-первых, мы увеличили индекс вдвое: сегодня мы с уверенностью можем сказать, что нам удалось скачать весь Рунет. Во-вторых, мы стали больше и чаще «ходить» по сайтам — этим занимаются асессоры, которые проверяют выдачу (120 человек анализирует качество выдачи на русском языке и по 30 — на белорусском, украинском и казахском). Благодаря этому актуальность запросов тоже выросла. Безусловно, мы и дальше будем работать в этом направлении.

(Полную версию статьи вы можете прочитать в 23 номере журнала «Практика интернет-маркетинга»)