rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Тема номера

Почему мы не занимаемся SMO?

Елизавета Трибунская

компания WebAdvance

Все может получиться как в приличной сказке: «по усам текло, а в рот не попало». Создание впечатления о себе в тематическом сообществе – слишком серьезное дело, чтобы его доверять другим.

Отдавая на сторону работу по продвижению в сообществах, можно оказаться в положении героя известного мультфильма, которому «Двое из Ларца, одинаковых с лица» обеспечили не только появление пирожных и мороженого, но и их мгновенное съедение. Все может получиться как в приличной сказке: «по усам текло, а в рот не попало». Создание впечатления о себе в тематическом сообществе – слишком серьезное дело, чтобы его доверять другим.

У каждого из нас есть то, что мы с удовольствием или без удовольствия делаем для себя, но совсем не готовы делать для кого-то другого. Полагаю, большинство читателей умеют мыть тарелки, но вовсе не мечтают о карьере посудомойки. Мы выращиваем собственных детей, но мало кто занимается с тем же энтузиазмом чужими, и еще меньше людей готовы ставить это на поток.

И далеко не все, что мы делаем, можно поручить кому-то, хотя порой нам не помешает квалифицированная помощь. Придумывать цель жизни, любить супруга, отправляться в отпуск лучше самостоятельно, хотя и с предварительным изучением полезной и качественной информации.

В бизнесе тоже есть направления, которые невозможно отдать на аутсорс («на сторону» т. е.). Бухгалтерское обслуживание сторонней компанией – дело нормальное, а управленческий учет? Агенты и комиссионеры всем понятны, но где обычно работают менеджеры по работе с ключевыми клиентами?

Вроде как работа, отданная на сторону, сделана – но кто получил пользу?..

Что такое SMO?

Social Media Optimization – оптимизация для… «Social Media». Если SEO мы можем однозначно расшифровать как «оптимизация для поисковых систем», то понятно перевести «Social Media» – уже проблема. Встречаются варианты «социальных сетей», «социальных медиа», «общественных СМИ»… Мне кажется, что речь тут идет о старых добрых сообществах. Ну, так на Авто.ру (и в других форумах) люди продвигались, участвуя в конференциях, когда ни о каком WEB 2.0 никто и помыслить не мог, да и еще раньше, общаясь в профильных конференциях Usenet, люди и создавали себе имя, и получали клиентов. Social Media Optimization – это работа с сообществами.

Я глубоко убеждена, что общение в Интернете очень мало отличается от общения по телефону, на лавочке в парке или в кафе. С самого начала надо понимать, что речь идет не о продвижении в сервисах (блогах, форумах, закладках, сетях), а именно о создании впечатления о себе в тематическом сообществе. Оно может быть неоднородно и размазано по разным площадкам, но оно состоит из людей.

Работаем с людьми

Герои, которые умеют прийти на чужую свадьбу так, что родственники жениха думают, что это дядя невесты, а родственники невесты полагают, что это друг жениха, попадаются редко и все больше в художественных фильмах. Но почему-то считается, что прийти в чужое сообщество и оставить там сообщение на свою тему сможет любой и от такого оставленного сообщения будет несомненная польза.

За примерами далеко ходить не надо. Если у вас есть знакомые журналисты, спросите, что они думают о пиарщиках. Если журналистов нет – почитайте блоги незнакомых. Одна из популярных тем – про то, как рассыльщики пресс-релизов не хотят думать. Зато литературы, каким должен быть правильный и грамотный пиар, – на любом развале полно. Перед глазами –  спешное позиционирование компаний, которым реклама уже и не нужна. В статьях приводятся естественные примеры разворачивания диалога вокруг компании и продукта.

Кажется, что очень просто можно сделать себе то же самое. Если поговорить с человеком, который сам для себя (или для своей компании) сумел создать хорошую репутацию в сообществе, вряд ли он скажет, что это было слишком дорого. Отсюда и создается впечатление, что SMO – это малобюджетно, просто, и что это, как принято в Рунете, легко может сделать племянник бухгалтера за «сто баксов».

Увы, не так. То же самое было в эволюции отношения к оптимизации со стороны клиентов. И то же самое было с контекстной рекламой, которая начиналась как «реклама без посредников». Дав потренироваться племяннику бухгалтера, руководители компаний понимают, что стодолларовыми родственниками здесь не отделаешься, и начинают искать профессионалов. 

(полную версию статьи вы можете прочитать в 2 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")