rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Вы все еще платите за корпоративный сайт?

Людмила Кудрявцева

редактор, "Ашманов и Партнеры"

Тогда мы идем к вам – рассказать про альтернативы.

Компании, разрабатывающие корпоративные сайты, берут солидные суммы за то, что можно получить бесплатно. Как обзавестись сайтом с поддержкой пользовательского сообщества, не спуская бюджеты на «благотворительность»? У рынка корпоративной веб-разработки в Рунете всегда была непростая судьба. Всего несколько лет назад в компаниях-вебстроителях на вес золота ценились сейлзы с обостренными талантами презентации. Солидные бизнесмены в то время воспринимали Интернет как нечто среднее между игровой площадкой и местом самовыражения разнообразных маргиналов. Но постепенно прогресс победил, и даже очень маленькая, но гордая компания не обходится без веб-визитки с прочувствованным текстом о фирме и указанием ее контактов. Чем крупнее масштаб бизнеса, тем более солидный сайт хочется клиенту. «Солидность» для него обычно выражается в количестве функциональных и дизайнерских «наворотов» и «фишек», а также в знаменитости бренда компании-разработчика. Вопрос о том, а каким, собственно, образом переливающаяся менюшечка от Артемия Лебедева помогает бизнесу, незаслуженно обходится вниманием.

Красивые против умных

Возможно, это происходит потому, что Интернет, вопреки процветающей моде на него, так и не стал чем-то привычным, рядовым рабочим инструментом, а до сих пор остается предметом представительского шика, вроде шестисотого «Мерседеса» или силиконовой секретарши.

На самом деле у сайта есть простые и конкретные задачи. Одна – классическая: содержать информацию о компании и продуктах. Вторая – современная: предоставлять посетителям сервисы для общения друг с другом и с компанией. Сервисы привязывают человека к сайту, а через него – к бренду. Наиболее простой пример – почта на домене компании. Если человек получает и отправляет письма с ящика vasya@compania.ru, то сама compania ему некоторым образом западает в душу, становится частью его собственного делового имиджа. Допустим, compania торгует канцтоварами. Долго ли будет vasya думать, где заказать партию одноразовых ручек, возникни у него внезапно острая потребность в таковых?

Что же получается? Вместо скромного пятистраничного сайтика компании надо заказывать чуть ли не создание социальной сети? «Да!» – радостно заверяет в один голос рынок корпоративной веб-разработки. За какую-то пару сотен тысяч долларов веб-дизайнеры обещают развернуть портал с поддержкой сообщества, фотохостингом, видеохостингом, средствами совместного планирования, создания и редактирования пользовательского контента.

Звучит шикарно. Поэтому и стоит дорого. Иных, объективных причин современной перегретости рынка корпоративной веб-разработки нет. Потому что реализовать корпоративный сайт с сообществом и сервисами можно практически бесплатно, силами штатных веб-мастера и копирайтера. В конце концов те самые «навороты», за которые берут деньги компании, – это всего лишь форма, а не то уникальное содержание, несущее рекламный message компании и являющееся главным смыслом существования сайта.

Дизайнерские фокусы с разоблачением

Генеральный директор компании Sterno.Ru Ольга Стерник уверена в том, что рынок корпоративной веб-разработки доживает в своем современном состоянии последние дни. «Противоестественно продавать по заоблачным ценам то, что само по себе стоит сущие копейки», – рассуждает она. «Разработчики клонируют одни и те же сервисы и берут за это с клиентов совершенно несоразмерные деньги. Пока клиент не поумнеет и не увидит собственными глазами, насколько дешево может обходиться полноценное корпоративное комьюнити, веб-компании продолжат его разорять».

Среди клиентов Sterno.Ru присутствует всемирно известный поисковый гигант Google. Поэтому, а не потому, что альтернатив инструментам Google не существует, Ольга Стерник иллюстрирует свои соображения о раздутости рынка при помощи использования пакета служб Google под названием Google Apps for your domain («Службы Google для вашего домена»).

Этот пакет приложений позволяет снабдить сообщество, организованное вокруг бренда на базе корпоративного сайта, инструментами для общения, взаимодействия с администрацией и организации личного интернет-пространства.

Собственно, что мы понимаем под термином «сообщество» с технической точки зрения? По сути дела, это база никнеймов зарегистрированных на сайте посетителей. Но этот скелет обязательно надо обрастить мясом из сервисов, которые позволят никнеймам чем-то на сайте заниматься.

Сам сайт тоже можно разработать средствами Google Apps – в набор включен бесплатный конструктор сайтов. Но среди всех приложений это, пожалуй, самое слабое, поэтому сайт лучше делать отдельно, на основе бесплатной CMS. Существуют системы управления контентом, специально предназначенные под построение сообщества вокруг сайта (Drupal). Но можно брать любую, главное, чтобы поддерживалась регистрация пользователей на сайте и хранение их в виде базы данных (такой функционал есть даже у CMS, традиционно используемых под блоги: WordPress, Joomla. Есть у онлайновых блогсервисов – например, у Blogger. Последний принадлежит Google, так что желающие соблюсти чистоту рядов могут задействовать именно его и насладиться тотальным представительством Гугла во всех элементах разработки).

(полную версию статьи вы можете прочитать в 2 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")