rss praima.ru facebook praima.ru twitter praima.ru вконтакте praima.ru instagram praima.ru

Эволюция контекстной рекламы

Диана Огаркова

Google

Историю веб-рекламы можно проследить на примере изменения и усложнения интерфейса Google AdWords. Каких новых инструментов ждать рекламодателям в ближайшем будущем?

10 лет и несколько миллионов рекламодателей назад инженеры американской компании Google изобрели новый вид рекламы, который был основан на релевантности и предоставлял всем рекламодателям равный доступ к эффективным инструментам маркетинга.

До осени 2000 года Google предлагал рекламу через программу «Premium Sponsorships», и у рекламодателей не было возможности самостоятельно разрабатывать рекламные кампании. Чтобы испытать новую разработку, Google решила ее протестировать и отправила ссылку «Ваша реклама может быть здесь» небольшому количеству пользователей. После рассылки несколько инженеров стали проверять систему, и уже через несколько минут появился первый клиент! Это была маленькая компания, которая продавала лобстеров через Интернет. Менее чем через 30 минут на сайте Google появилось пе рвое рекламное объявление.

Так началась эра текстовой поисковой рекламы. Началась она с простых текстовых объявлений, которые появлялись на страницах с результатами поиска и сайтах, вступивших в рекламную сеть. Первая версия AdWords, запущенная в 2000 году, работала по системе CPM (cost per mille, или стоимость за тысячу показов).

Некоторые клиенты Google остаются верны рекламным инструментам компании до сих пор. Например, Шакил Хан. Еще в 2001 году он запустил свою первую рекламную кампанию, продвигая через Интернет альтернативные медицинские препараты, в том числе «Виагру». Хан вспоминает, что первый интерфейс AdWords был чрезвычайно простым и предоставлял возможность предварительно просматривать объявление перед тем как оно запускалось «в эфир».

В феврале 2002 года Google запускает вторую версию AdWords. Она стала настоящим инновационным прорывом. В то время на рынке уже успешно работал другой поставщик контекстной рекламы — компания Overture (позднее приобретенная порталом Yahoo. com). Клиенты Overture оплачивали рекламу по классической системе аукциона — лучшие позиции получал тот, кто больше платил. Google же предложила учитывать при ранжировании рекламных объявлений также и релевантность объявления, и показатель clickthrough rate, кликабельность (сокращенно CTR), отображающий соотношение показов объявления и кликов по нему. То есть если рекламное объявление не с самой высокой стоимостью было востребовано, и пользователи чаще кликали на него, оно получало более высокий рейтинг и позицию в размещении. Таким образом, более дешевые и качественные объявления могли приносить больше прибыли.

(полную версию статьи вы можете прочитать в 6 номере журнала "Практика интернет-маркетинга")