30-31 марта, в Москве, в центре Digital October состоится двенадцатая ежегодная конференция eTarget. Читателям журнала предоставляется скидка 10%!
Десятки сайтов пытаются найти способ продвижения с ограниченным бюджетом. стартапы, социально-ориентированные, образовательные порталы, небольшие коммерческие сайты, потратившие все деньги на создание сайта и запуск проекта. Даже у крупных компаний иногда возникают маленькие промо-проекты с небольшим финансированием. как продвигать проект в режиме строгой экономии?
Горькая правда для убедительного начала: интернет‐реклама становится дороже. малому и среднему бизнесу тяжело конкурировать с крупным. Все сложнее найти своего потребителя по адекватной цене. Подавляющее большинство сайтов не справляются с превращением посетителя в покупателя. Мало кто может похвастаться конверсией в 1—2%, и это считается неплохим показателем (при этом на Западе говорят о конверсии в десятки процентов).
Интернетом пользуются больше 80% чешских жителей от 16 до 65 лет — как в Ирландии и Франции. Всего интернет-пользователей на территории республики — 6.8 миллионов. 90% минимум раз в неделю пользуются сервисами Seznam.cz. Это чешский «Яндекс» и Google, подчинивший себе локальный рынок: 44 сервиса, от автомобильных объявлений до женских порталов, поисковик, почта и рекламные площадки. Мы поговорили с главным специалистом Seznam по полнотекстовому поиску, Душаном Жановски, о том, как выйти на чешский рынок, что там искать, и почему это стоит сделать, хотя заработать наверняка не получится.
За полтора года количество интернет-пользователей в России выросло на 33%. Мы — вторая страна в Европе по размеру интернет-рынка; в социальные сети ежедневно заходит двадцать миллионов человек; проверяет почту — каждый второй. У любого маркетолога при взгляде на эти цифры возникает понятное желание как-то подружиться с потенциальными потребителями.
Еще год назад социальные сети были инструментом, решающим узкий набор задач в маркетинге, который включал в себя брендирование, работу с негативными отзывами, SMM, поддержку крупных медийных компаний. Сейчас в них можно генерировать действительно качественный трафик, легко конвертируемый в лояльность клиентов и продажи.
Управление медиамиксом трафика — искусство. Представьте: пользователь увидел баннер, перешел на сайт, подумал и ушел; затем увидел контекстную рекламу и все-таки решился — вернулся и купил. Какой источник заслужил конверсию — баннер или контекстная реклама? Если оба, то сколько процентов эффекта присвоить каждому из них? Вопрос оптимизации уже не решишь на уровне «Низкая конверсия? Удаляем!». Нужно рассматривать цепочки.
Большинство владельцев бизнеса воспринимают электронные коммуникации только как дополнительное средство продать. мы с восторгом читаем книги о западном опыте: как ценности и потребности целевой аудитории помогли разработать революционные товары и услуги — но наши компании обычно поступают наоборот. Сначала производят продукт, затем — продают, и только потом начинают задумываться о его качестве.
Онлайновые мероприятия, активность в социальных сетях, создание брендированных страниц — на организацию этих кампаний уходят солидные маркетинговые бюджеты. В погоне за «лайками» и «плюсодинами» специалисты часто забывают о том, что потенциальные потребители их товаров и услуг существуют еще и физически. Что они хотят общаться и видеть товар своими глазами, чувствовать не только виртуальную, но и реальную заботу бренда о своих поклонниках.
Ваша роль — заказчик. Ваша профессия — специалист по маркетингу. Вы привыкли к тому, что контролируете вопросы маркетинга внутри своей компании. Все остальные обращаются к вам за советом и уж точно не решают за вас, как работать с аудиторией, что предлагать, от чего воздерживаться, что и где писать и что кому показывать. Полный контроль и эффективное управление. Но тут в вашей жизни появляются IT-специалисты.
Контакт потребителя с сайтом можно и нужно фиксировать. Это позволит проанализировать данные и рассчитать конверсию: выявить слабые места сайта и неэффективные каналы привлечения пользователей, оценить стоимость контакта и экономическую целесообразность коммуникации. Самые популярные инструменты аналитики в России — Google Analytics и «Яндекс.Метрика». Как с их помощью анализировать конверсии?
Cпрос рождает предложение: сейчас на рынке — сотни компаний и частных оптимизаторов, предлагающих «продвижение в ТОП-3 с гарантией за неделю». Их отношения с заказчиками законом прямо не регулируются: сейчас оптимизаторский бизнес — идеальная среда для недопонимания, конфликтов и судебных споров. только в Московском арбитражном суде в 2011 году рассмотрели двадцать дел, касающихся оптимизации напрямую (в 2010 их было в два раза меньше). Причины этих походов в суд — типовые.